Previous Entry Share Next Entry
Планирующая подача в волейболе. Она же тактическая, она же flat.
sypo

Отличительной особенностью планирующей подачи от других является непредсказуемая для принимающего траектория полёта мяча. Траектории планирующей подачи можно разделить на два вида, уходящие от траектории (мяч сворачивает в сторону, может оборваться вниз, может улететь вверх от траектории) и болтающиеся в рамках некоторого коридора сопровождающего нормальную траекторию полёта мяча.

Теория.

На данный момент нет физического обоснования такого поведения мяча, есть различные противоречащие друг другу теории. Среди которых лидируют две: любой сферический объект движущийся в потоке воздуха ведёт себя непредсказуемо (есть такой факт в аэродинамике) и вторая теория, мяч в момент подачи получает вибрацию, от интенсивности и направления вектора которой зависит траектория. Нельзя исключать и варианта что обе теории верны. Теория о вибрации имеет больше оснований на существование, во первых, есть люди умеющие подавать планирующую подачу с неправильной, но тем не менее заранее оговоренной траекторией, то есть, сказал, мяч будет уходить вправо от траектории и подал пять подач подряд и все ушли именно вправо, этот факт сложно объяснить случайным поведением сферы в воздушном пространстве. Планирующая подача так же сопровождается таким явлением, как стабилизация мяча в пространстве, то есть, на мяч действуют силы препятствующие его вращению, если в момент подачи придать мячу небольшое стартовое вращение, то планирующий эффект сам останавливает это вращение. Существуют совсем редкие мастера умеющие придавать силовой подаче эффект планирования, мяч сильно вращается, но при этом траектория полёта мяча имеет пульсации, мяч болтает в небольшом коридоре несмотря на то, что внешне подача выполняется по технике силовой (мне встречались только два человека делавшие такую подачу осознано).

Как подать планирующую подачу.

Если исходить из теории вибрации, то задача подающего заключается в том, что бы придать мячу эту вибрацию, максимальную по амплитуде. Рассмотрим нападающий удар(силовую подачу), удар рукой по мячу можно разделить на две фазы, продавливание мяча рукой внутрь, и расправление мяча обратно под действием избыточного внутреннего давления. В обе фазы рука давит на мяч. В первой фазе, мы инициируем вибрацию, а во второй фазе сами же её гасим, так как расправляясь мяч упирается в руку. Для планирующей подачи необходимо обеспечить такие условия при которых вторая фаза (расправление продавленного мяча) не будет иметь опоры о руку. Можно резко остановить руку а можно просто расслабить плечевой сустав. Останавливать руку сложнее но и эффективнее. Ну и второй обязательный фактор, это попадание по мячу в окрестностях его центра. При чём, чем дальше от центра, тем сложнее траектория для приёма, но и есть опасность потерять эффект планирования.

Мелкие хитрости.


  • Чем больше площадь руки, тем больше амплитуда планирования. Для этого кисть можно собрать в виде полусферы, но главное она вся должна быть напряжена и до и во время и после подачи. Женщинам рекомендуют по максимуму оттопыривать большой палец в сторону, это даёт напряжение во всей кисти. Мужчины обычно просто напрягают всю кисть вместе с пальцами. Иногда рекомендуют подавать кулаком или основанием кисти, это упрощает задачу подающему (не надо ничего специально напрягать), но получаемый эффект в этом случае слабее.

  • Чем более не однородна поверхность бьющая по мячу, тем интереснее получается эффект планирования.

  • Если есть выступающая часть в каком то месте (обычно подушечка у основания большого пальца) то траектория будет уходить в противоположную от этого выступа сторону, то есть для правши в право, для левши влево. Но можно и искусственно создавать такие неровности напрягая и фиксируя кисть в неровном положении.

  • Можно в момент нанесения удара по мячу сделать смещение в плоскости перпендикулярной основному движению, это так же даёт серьёзный увод мяча в сторону. (во многом это перекликается с эффектом выпуклости, только достигается другим способом).

  • Так же считается что нипель создаёт неоднородность в мяче и его положение влияет на траекторию, это действительно так, однако эффект этот невелик. Нипель оттягивает траекторию в свою сторону. Либо добавляет болтания если он направлен строго вперёд или назад.

  • По сравнению с силовой подачей, энергия передаваемая мячу рукой фактически уполовинена, поэтому для достижения нормальной скорости полёта мяча, скорость руки в момент удара по мячу должна быть выше чем обычно, иначе мяч просто не перелетит через сетку.

  • Есть ещё одна хитрость, чем выше скорость полёта планирующей подачи, тем сложнее её принимать, но если попытаться подавать сильнее, то мяч будет уходить в аут по длине. Что бы этого не происходило можно отойти подальше от лицевой линии и подавать подачу издалека, сместив так же и максимальную точку траектории полёта мяча дальше от сетки к подающему. Когда планирующая подача была популярна, мастера уходили от лицевой на 10-15 метров, если позволяли размеры зала.

  • Есть ещё современное веяние, игрок обладающий серьёзным ростом, и имеющий возможность подавать планирующую подачу в прыжке с высоты 350 и выше может подавать с лицевой линии сразу направляя мяч сверху вниз. В этом случае, чем ближе к сетке тем сильнее можно подать и попасть при этом в площадку. Но доступен такой вариант не многим игрокам.

  • Тактически в реалиях современных правил, игрокам разрешено достаточно грубо принимать подачу пальцами сверху (большая часть ошибок не фиксируется судьями), поэтому сейчас все подающие стараются по возможности заставить принимающего принимать снизу, что в случае планирующей подачи гораздо сложнее. Из за этого траектория подачи как правило укороченная и летит максимально близко к верхнему краю сетки. Раньше практиковалась подача по высокой траектории под заднюю линию, она обрывалась в последний момент вниз, и представляла сложность для принимающего в основном тем, что по его расчётом летела полтора два метра в аут, но тем не менее оборвавшись попадала в площадку.


Вот есть толковая статья по этому поводу (http://o-volley.ru/content/view/65/82/) с попыткой научного обоснования.

?

Log in